86
Горные марийцы
Территориальное расположение и численность

По данным переписи 2020 года порядка 14 077 горных марийцев проживает на территории России, в основном на западе Марий Эл (13 953 чел.) Термин горные марийцы произошел от русской традиции называть население холмистого правобережья Волги горными людьми.

Религия

Большинство горных мари являются верующими. Горно-марийский народ стал активно приобщаться к православию в 17 веке, повсюду строились церкви, росло число христиан.религия.jpg

Язык

Горные марийцы говорят на горном наречии марийского языка, имеющем множество диалектов. Главным образом, выделяются горное и лесное наречия, которые знакомы многим мари. Исследования горно-марийского языка начались еще в 18 веке. Его связывают с финно-угорскими языками, при этом подчеркивая своеобразие. Большинство горных марийцев знает русский.

Согласно переписи 2020 года, горномарийским  языком владеет 18 332 граждан России.

Традиционная и современная культура

Традиции

Семья у марийцев моногамная. Жизненный цикл разделен на определенные части. Большим событием была свадьба, которая приобретала характер всеобщего праздника. За невесту платили выкуп. Кроме того, она обязательно должна была получить приданое, даже домашних животных. Свадьбы проходили шумно и многолюдно – с песнями, танцами, свадебным поездом и в праздничных национальных костюмах.Mariyskaya-svadba-Oleg-Pavlenko-TASS-tass.ru_.jpg

Особыми обрядами отличались похороны. Культ предков наложил отпечаток не только на историю народа горных марийцев, но и на похоронную одежду. Умершего марийца обязательно одевали в зимнюю шапку и рукавицы и отвозили на кладбище в санях, даже если на улице было тепло. Вместе с умершим в могилу клали предметы, которые могут помочь в загробной жизни: срезанные ногти, ветки колючего шиповника, кусок холста. Ногти были необходимы, чтобы карабкаться по скалам в мире мертвых, колючие ветки, чтобы отгонять злых змей и собак, а по холсту перейти в загробный мир.

Для мари естественна приверженность традициям и обычаям горных марийцев до сегодняшнего дня. Они очень чтят природу, которая обеспечивает их всем необходимым. При принятии христианства они сохранили многие народные обычаи из языческой жизни. Ими пользовались для регулирования жизни вплоть до начала 20-го века. Например, развод оформляли, связывая пару веревкой и потом разрезая ее. В конце 19-го века у марийцев появилась секта, которая пыталась модернизировать язычество. Религиозная секта Кугу сорта («Большая свеча») действует до сих пор. В последнее время образовались общественные организации, которые ставили себе цель вернуть в современную жизнь традиции и обычаи древнего уклада жизни марийцев.

обряды.jpg

Культура

Марийцы хорошо освоили музыкальные инструменты, играют на гуслях, барабанах, волынках, свирели. С начала 20 века активно идет развитие гармоники. Невероятно богат фольклор горных марийцев. Он нашел отражение в песнях, сказаниях, танцах.

Мари Эл уже признана республикой с уникальной культурой, о которой знают даже в Европе. Именно здесь устраивают финно-угорские театральные спектакли, фестиваль национальных республик, а также фестиваль оперного и балетного искусства. В регионе насчитывается множество музыкальных школ, студий, ремесленных домов.

Марийцы в совершенстве овладели резьбой по дереву. У горных и луговых представителей культура резьбы насчитывает многовековой опыт. Изделия из дерева заказывают по всей стране и за ее пределами. Марийцы искусно отражают на черпаках, ковшах и посуде зверей, птиц, изысканный орнамент. Узоры научились не только вырезать, но и выжигать. Прежде всего, это касается металлических украшений. Основными мотивами остаются растительность и зооморфия. Орнамент вышивки сочетает красный, черный и синий цвета.

kurykmari.jpg

Национальный костюм

Горные марийцы носят рубахи с вырезом на груди в центре. Вырез скрепляют с помощью завязок. Раньше мари носили очень длинные рубахи, сейчас они стали более кроткими.

Горные и луговые марийцы носят штаны ялаш, имеющие узкий шаг. На зиму штаны шьют из полусукна, а в летнее время основной материал — холст. На праздник надевают штаны темной расцветки. Зачастую бархатные.

2784581.jpg

На поясе мари носят табак, ножи, кошелек. Раньше популярным было огниво. Пояс может быть сшит из шелка, шерсти, конопли. Особый шик — кожаный пояс, украшенный серебряными монетами.

2784575.jpg

В качестве верхней одежды мужчины надевали кафтан. В зависимости от сезона он мог быть борчатым или туникообразным. Горные марийцы предпочитали именно кафтан-борчатку, ведь он был более теплым. В период холодов необходимостью становилась шуба, а в межсезонье надевали кафтан из черного сукна. Комплексно женский народный костюм мари схож с мужским. Главным отличием было разнообразие украшений и пестрость. Разрез могли делать в центре или с правой стороны. Орнамент изображал животных, человека, геометрические фигуры. Ранее считалось, что орнамент защищал обладателя одежды от злых духов. Горные марийки предпочитали сдержанные цвета орнамента, а впоследствии конопляный холст вовсе оказался вытеснен фабричной ниткой, что сделало узоры скудными. Сейчас в широком доступе покупные ткани, что позволяет вволю проявить фантазию.марийцы_10.jpg

Мари пользовались разными головными уборами в зависимости от статуса и возраста. Замужняя девушка должна была носить шимакш, который относился к каркасным головным уборам. В большей степени шимакш похож на колпачок, причем у женщин он непременно украшался красочной вышивкой. Распространение нашли платки, полотенцеобразный шарпан, шапки. Обувью служили лапти, валенки, до сих пор изготавливают особый праздничный вид — суконные онучи.

Национальные праздники

Праздник Угинде традиционно проходит как семейное моление. Его проведение считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, благодарил богов за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные.

В некоторых селениях богу изобилия Перке Юмо делали жертвоприношения в священной роще. Горные марийцы посещали в день праздника церковь - молились и освящали новое зерно, новый хлеб. Сегодня освящаются в церкви и свежие овощи.

Ритуальный обрядовый праздник Сярем (Очищение) связан с определенными магическими действиями – изгнанием нечистой силы, игрой на ритуальных трубах. На Сярем зажигают семь очищающих душу костров, посвященных каждому из языческих богов, вслушиваются в слова древней молитвы жрецов – картов, катаются верхом, приносят жертвоприношения богам. В празднике, как правило, участвуют несколько сот почитателей древнемарийского культа. Также во время проведения данного праздника-моления осуществляется традиционный обряд изгнания злой силы.культура.jpg

У пучымыш (Праздник новой каши) проводится до православного Михайлова дня (21 ноября), в некоторых местах - в субботу перед праздником Покрова (14 октября), в других - в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него.

Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей, он подводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба из нового урожая.

К празднику готовится каша из овсяной крупы, из муки пекутся пресные лепешки шергинде. На праздник, прежде всего, приглашали родных, соседей, духовных родственников юмын тан. Вкусив новой каши, пели и плясали под игру гуслей, волынки. Считалось, чем больше гостей на празднике «У пучымыш», тем богаче будет хозяин, т.к. гость, съевший ломоть хлеба и ложку каши, оставляет за собой вдвое больше. В день праздника каждый хозяин, выйдя в огород, трубил в ритуальную трубу шыжывуч (осенняя труба), давая знать о семейном торжестве. В праздничную обрядность входил ритуал угощения кашей и блинами хозяина овина (агун оза).

Шорыкйол (Святки) - один из самых известных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.

Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол - «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия - дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.

В прошлом марийцы связывали с этим днем благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. Встав рано утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба (лум каван, шорыкйол каван). Их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины. В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод.

В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Подобные действия, связанные с «магией первого дня», должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье.

К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. По погоде первого дня судили о том, какими будут весна и лето, делались предсказания об урожае.

Большое место занимали гадания, проведению которых крестьяне придавали серьезное значение. Гадания в основном были связаны с предсказанием судьбы. Девушки на выданье гадали о замужестве - выйдут ли замуж в новом году, какая жизнь ожидает их в замужестве. Старшее поколение пыталось узнать о будущем семьи, стремилось определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство.

Ӱярня (Масленица)

Обычай марийского обрядового праздника «Уярня» ведет свое начало с древних времен. Предки марийцев в конце зимы проводили праздник, во время которого устраивали проводы зимы и встречу весны с ее живительной силой и солнечным теплом. В нем сочетались элементы зимней и весенней обрядности, что стало особенностью праздника. Стремление пробудить и оживить природу, возродить плодородные силы земли, а также обеспечить хозяйственное благосостояние семьи, оградить себя и свое хозяйство от темных сил - первоначальная идея Масленицы, забыта в настоящее время. Масленица справляется в течение одной недели с пятницы по пятницу - спустя 4 недели после Шорыкйол пайрем. В праздновании участвовало все сельское население, независимо от возраста, но главная роль принадлежала молодежи, которая веселилась в течение всей масленичной недели. Было такое ощущение, что всю Масленицу люди только и делали, что ели и пили, пели и плясали, одним словом, веселились от души.

Название Уярня (масляная неделя) не случайно. В церковных книгах Масленица называется сырной неделей, потому что в последнюю неделю перед постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты: сыр, яйца и масло, которым обильно поливали блины - главное праздничное блюдо, - еще не были под запретом. Блины - главное угощение праздника.

2784578.jpg

Быт

Хозяйство

Основу для пропитания марийцев составляло сельское хозяйство. Этот народ выращивал разные зерновые, коноплю и лен. На огородах высаживали корнеплоды и хмель. С 19-го века массово начали разводить картофель. В дополнение к огороду и полю держали животных, но это было не основное направление сельского хозяйства. Животные в хозяйстве были разные – мелкий и крупный рогатый скот, лошади. Май 2013-Горномари.jpg

Чуть больше трети горных марийцев не имели земли вообще. Основной статьей их дохода было производство меда, сначала в виде бортничества, потом самостоятельное разведение ульев. Также безземельные представители занимались рыболовством, охотой, заготовкой и сплавлением леса. Когда появились предприятия по лесозаготовке, много представителей мари уходили туда на заработки. До начала 20-го века марийцы изготавливали большую часть орудий труда и охоты домашним способом. Сельским хозяйством занимались при помощи сохи, мотыги и татарского плуга. Для охоты употребляли капканы из дерева, рогатину, лук и кремниевые ружья. В домашних условиях занимались вырезанием из дерева, литьем кустарных серебряных украшений, женщины вышивали. Средства передвижения также были доморощенными – крытые повозки и телеги летом, сани и лыжи зимой.

Жилище

До наших дней сохранились древние постройки, в которых жили горные марийцы. В целом жилье луговых и горных групп имеет сходные черты. Жилище называется кудо и представляет собой строение из сруба с крышей двухскатного типа. В центре помещения устанавливается открытый очаг. Горные марийцы могли сделать дверь в боковой стене, а вот луговые и восточные всегда делали проход в торцевой. Трапезный стол ставили в дальнем углу, подальше от посторонних глаз прятали ритуальную утварь. Обычно она хранилась в отдельном помещении.433e6fae6b2a252f2e734d68f8c93fe3.jpg

Отличительной особенностью горно-марийского народа является плодовый сад. Он значительно больше, чем у луговых марийцев. А у приверженцев язычества еще и есть маленькие рощи для молений. В двухэтажных амбарах хранят муку, зерно и другие продовольственные товары. Часть употребляют в пищу сами, а остальное продают. Существуют и другие особенности жилья, которые следует выделить отдельно:
Использование жилищ-кухонь.
Южнорусская планировка, при которой печь обращается устьем к входной двери и примыкает к глухой стене.
Наличие кухонной перегородки.
Украшение резьбой в поволжском стиле (наиболее характерно для Васильсурска).61WidMiIGjY.jpg

Современное жилище более тривиально. Горные марийцы сохраняют любовь к декоративному убранству, стараясь украшать помещения этнической вышивкой, архитектурными элементами. Нагляднее всего это видно на примере палисадника, забора и ворот. Украшают и современные кирпичные дома, пользуясь орнаментом. Горные марийцы освоили роспись по сухой штукатурке, владеют техникой украшения проемов окон.

Кухня

Основными традиционными блюдами марийцев были пресный хлеб из овсяной, ячменной, реже ржаной муки, выпекались также лепешки и пироги с разной начинкой. Популярным блюдом была лашка - суп с шариками из пресного теста, ели также вареники с начинкой из мяса или творога, слоеные блины, вареную колбасу, которую начиняли салом или кровью с крупой и др. Пили пахту, пиво, пуро – крепкий медовый напиток.

Мари могут удивить гурманов мясом ястреба, гадюки, ежа, белки. Спросом пользуются и мучные блюда, причем муку часто делают на основе семени конопли. Горные мари до сих пор готовят мясо на морозе и угощают всех желающих во время зимних праздников. Еду традиционно разделяют на домашнюю и жертвенную. Жертвенной едой считается утка и гусь — исключительно их кости. Кровь служит основой для приготовления котлет. Вместе с ними едят крупы.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.